Как найти общий язык с учителем

Как найти общий язык с учителем

«Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом.»

Сенека

Речь пойдет не о взятке или ее размере, а о том как ученику и его родителям выстроить деловые и продуктивные взаимоотношения с педагогом.

I. Периоды трансформации учителя

Как происходит изменение взглядов на свою работу у обычного работающего человека, так и происходит изменение взглядов на свою работу у школьного учителя. Все мы проходим некоторые периоды трансформации по мере взросления и получения профессионального опыта. В процессе трансформации на нас влияют разные факторы: семья, коллектив, опыт,  возраст.

Периоды трансформации учителя

Прежде чем беседовать с учителем, лучше узнать в каком периоде трансформации он находится. Это позволит вам быстрее установить контакт с учителем и скорее достигнуть понимания друг друга. Ведь учителя такие же обычные люди, как и вы. Они тоже имеют свои достоинства и недостатки.

Этапы трансформации в основном совпадают с возрастными периодами обычного человека, поэтому они больше привязаны к возрасту учителя и его профессиональному стажу. Таким образом, основными параметрами определяющими характер учителя будем считать возраст и стаж работы. Четко привязать периоды трансформации к стажу работы трудно, т.к. на каждого педагога влияет ряд дополнительных факторов: семейное положение, личные проблемы, атмосфера в рабочем коллективе, частные конфликты, здоровье. Поэтому, представленные здесь, временные интервалы периодов приблизительные.

1. Активный период (стаж 1-5 лет)

Когда молодой учитель приходит в школу, только что закончив ВУЗ, он полон интереса, желания и познавательности. Его переполняют тяга к инновациям, креативность и открытость ко всему новому. Юный педагог добр к детям, вежлив с их родителями, искренен с коллегами-учителями. Этот период обычно длиться несколько первых лет работы в школе. И заканчивается удивлением со стороны молодого педагога, попытками разобраться и внести свои предложения и изменения. На этом пути молодой учитель полностью погружается в работу. Выражает свою принципиальность к выставлению оценок и воспитанию детей.

Обычно таких учителей школьники любят потому, что в этот период молодой педагог не просто искренне любит свою работу, но и всеми силами пытается заинтересовать учеников своим предметом. Такой учитель часто устраивает соревнования и конкурсы по теме урока. Использует игровые методики, современные технологии и мультимедийные проекты. Ролевые игры, сценки, творческие задания, необычные конкурсы – обязательные элементы урока молодого учителя. Такой педагог делает все, чтобы любой его урок прошел как можно увлекательнее, интересней и познавательнее. Кроме того, так как в этот период учитель еще молод и понимает подростков, то он может стать хорошим помощником в решении какой-либо проблемы, посоветовать или просто выслушать.

Активный период учителя

Если у вашего ребенка есть такой учитель, то ему повезло. Для родителей общение с таким педагогом одно удовольствие. Учитель не только «по полочкам» разложит психотип вашего ребенка, но и даст полезные советы по его воспитанию. Для родителей важно знать следующее. Сначала выслушайте мнение учителя, не перебивая и не вставляя своих комментариев. Иначе, зачем вам мнение учителя, если вы такой «умный». Общаясь с молодым учителем, не напрягайтесь, представьте, что это ваш близкий друг. Однако и не допускайте фамильярности. Всегда общайтесь с педагогом вашего ребенка вежливо и с улыбкой. Это относится к общению с любым учителем, не только принадлежащего данному периоду.

2. Переходной период (стаж 5-10 лет)

Потом наступает этап разочарования, в процессе которой возникает раздражение и отрицание тех коррупционных правил, которые действуют в школе. Здесь молодой учитель делает последние попытки изменить хоть что-то в школьной системе. Естественно его надежды наталкиваются на непреодолимые преграды консерватизма и закостенелости со стороны бывалого (старого) педагогического состава. И это не случайно, ведь кого любят дети, того не любит школьное начальство.

Учитель в этот период может переносить раздраженность и неудовлетворенность в своей работе на учеников. Нервозность такого педагога порой может настолько зашкаливать, что даже достигает истеричности. Он может придраться к чему угодно, лишь бы сорвать злость. Начать орать безо всякой причины. О хороших оценках у такого педагога даже не может идти и речи.

Переходной период учителя

Родителям, ребенок которых учится у такого учителя, не стоит удивляться плохим оценкам. Максимум, на что сможет рассчитывать ваше чадо, это средние баллы по данной дисциплине, и то с прилежным поведением и постоянной зубрежкой домашнего задания. Родителям, как и ребенку, нужно быть максимально терпимым с таким педагогом. Если будете, даже в вежливой форме, о чем-то просить учителя, то вряд ли он выполнит ваше пожелание. Ни в коем случае не будьте грубым. Общайтесь крайне аккуратно, подбирая слова, иначе этот педагог в мгновения ока может «вспыхнуть». В таком случае ваш личный конфликт с учителем может негативно отразиться на успеваемости вашего ребенка. Не тешьте себя иллюзиями, что месть не свойственна учителям.

Попытайтесь и в этом педагоге, точнее его подходе к учебе, найти позитивные моменты. К примеру, то, что именно такой учитель сможет улучшить поведение вашего ребенка, держать его в учебном тонусе, закалить характер. Да, школа не армия. Но только такие учителя способны навести порядок в классе и контролировать учебный процесс в нормальном русле, потому что дети их бояться.

3. Пассивный период (стаж 10-20 лет)

Через какое-то время работы в школе (у каждого педагога по-разному) происходит надлом, прозрение, переосознание предыдущего опыта. Учитель понимает, что не в силах что-либо изменить в заржавелой школьной системе, не в силах дать ей новую и свежую струю знаний. С этого начинается период адаптации и привыкания для тех специалистов школьного дела, кто все же решил остаться в этой системе. Для кого-то из них это привычка, которую трудно изменить, а для кого-то единственный способ заработка, потому что больше ничего они не умеют делать. Надлом сопровождается уменьшением активности, появлением безразличия и пофигизма.

В этот период смерившийся учитель превращается в «тихоню». Ученикам скучно с таким педагогом, так как заинтересовать своим предметом он не может. Дисциплину такой учитель контролировать не в состоянии, поэтому ученики манипулируют им как хотят. Одним словом «садятся на шею» такому преподавателю. А он в свою очередь все это терпит. Даже если такой учитель прекрасно знает свой предмет, то донести до класса информацию по нему он не сможет потому, что на его уроках царит полный беспорядок, не позволяющий усвоить материал даже тем, кто этого хочет.

Пассивный период учителя

Столкнувшись с таким учителем, ваш ребенок вряд ли будет получать оценки соответствующие его знаниям. Такой педагог вряд ли вас вызовет в школу из-за неуспеваемости вашего ребенка, так как ему это безразлично. Строгости по поводу поведения своего ребенка вы тоже не добьетесь. Такой учитель перетерпит все, и даже не выполнение домашнего задания. В данном случае вам придется особо контролировать выполнение домашнего задания вашим ребенком по данному предмету.

Моральный надлом такого педагога может вызвать только жалось, из-за которой, возможно, его до сих пор и держат в школе. Поэтому при общении с таким педагогом возникает лишь сочувствие к нему. Но лучше это не показывать при разговоре. Будьте вежливы и снисходительны к такому учителю, не добавляйте унижений в его и без того нелегкую жизнь.

4. Консервативный период (стаж 20-40 лет)

Педагог уже поднабрался не только профессионального опыта, но и житейского. Что больше доминирует в этот период над таким учителем трудно сказать – возраст или опыт. В стиле обучения такого педагога уже явно доминирует строгость, сухость, педантизм. Может прослеживаться и замкнутость как с коллегами по работе, так и с детьми. Но чаще всего, это фанатики своего дела. Учитель-фанатик придет в школу даже больным, лишь бы «детки не остались без знаний».

Как правило, учителя в этот период приобретают немалый авторитет и связи среди школьной верхушки (приближенных к директору). Некоторым педагогам, не смотря ни на что, все же удается остаться хорошим преподавателем. Ученики таких учителей боятся, а коллеги уважают. Они строги, но и справедливы. Такой педагог как мать будет заботиться и поучать своих учеников, иногда даже чересчур опекаясь ими, выжимая с детей все соки.

Консервативный период учителя

Эти учителя симпатизируют отличникам, но и не оставляют без внимания трудолюбивых и старательных учеников, даже с удовлетворительными оценками. Они готовы прийти на помощь своему ученику и даже повторить материал, если видят тягу к знаниям вопреки плохой успеваемости. А вот прогульщикам и двоечникам у такого педагога не поздоровиться, так как он таких детей терпеть не может.

Такой учитель старается поддерживать тесные связи с родителями. Поэтому вы без труда сможете договориться о встрече с таким педагогом и найти с ним общий язык. Вежливо спросите есть ли проблемы в успеваемости вашего ребенка и как их побороть. Эти учителя благодаря их жизненному и профессиональному опыту очень проницательны, поэтому будьте с ними честны и открыты, ведь они не терпят притворства и лжи. Тогда и они не будут безучастными к вашим проблемам и выложат вам все на чистоту.

5. Маразматический период (стаж свыше 40 лет)

Этих педагогов можно охарактеризовать одной фразой – «утомленные солнцем». Это заслуженные учителя предпенсионного и пенсионного возраста. Некоторые говорят о них: «Они учили еще наших родителей». И в каком-то смысле это правда. Все к чему стремиться педагог в этом возрасте это спокойствие, движение по пути наименьшего сопротивления. Некоторые учителя данного периода настолько пассивны, что приходят на урок, чтобы только отметить отсутствующих и повеселить детей. Именно повеселить, так как школьники не воспринимают не только их предмет, но их самих. А порой даже просто игнорируют.

Маразматический период учителя

Обычно такой учитель требователен по своей дисциплине. Он считает свой предмет самым главным в школе. Хотя знания по нему дает сомнительные и некачественные, а порой намного устаревшие. Такой учитель скорее хороший воспитатель, чем педагог. Хорошее поведение и аккуратность оформления тетради для него важнее, чем знания по предмету. Именно благодаря этому и можно войти в круг его любимчиков. Если же кто-то не из его любимчиков (отличников и подлиз) хорошо подготовится к его уроку, то адекватную оценку все равно не получит. Для такого педагога свойственно занижать оценки всем, кто не его любимчик.

Если у вашего ребенка такой учитель читает важный предмет, по которому в будущем будет экзамен, то без репетитора вам не обойтись. Если ребенок жалуется на занижение оценок по предмету такого педагога, то вам пытаться спорить с учителем бесполезно. Тем более, не в коем случае не угрожайте. Это вызовет обратный эффект. Найти подход к такому учителю можно только апеллируя к его профессиональным знаниям, школьному авторитету, богатому жизненному опыту. В общем, подлизывайтесь как только сможете. Только растопив сердце педагога заискивающими фразами с улыбкой, как бы извиняясь, что отрываете от важной работы, сможете перейти к сути разговора (возникшей проблеме).

Любой из вышеописанных периодов может затянуться на весь профессиональный стаж учителя. Педагог может «застрять» на любой из этих этапов, который в итоге становится его профессиональным типом. В любом из вышеперечисленных периодов есть свои плюсы и минусы. Идеальный педагог – это сочетание всего лучшего из каждого периода, но такие учителя большая редкость.

К тому же, в каждом из периодов попадаются и исключения. Так, например, молодой учитель, только что пришедший с ВУЗа, может оказаться тихоней и пофигистом, а педагог «бальзаковского возраста», приобретя опыт и авторитет, станет типичным представителем Активного периода. Все зависит от самого учителя, от тех факторов, которые будут влиять на его жизнь, от детей, которых он будет обучать и от вас, родителей, активно принимающих участие в воспитании и формировании нового поколения.

II. Общие рекомендации

Из всего вышесказанного можно выделить универсальные рекомендации, которые подойдут родителям, чтобы найти общий язык с учителем, относящимся к любому из вышеприведенных периодов.

1. Общайтесь с учителем так, как хотели бы, чтобы общались с вами

Учитель вашего ребенка такой же обычный человек как и вы. У него также есть свои слабости и недостатки, симпатии и антипатии. Поэтому всегда разговаривайте с педагогом вежливо и доброжелательно, без агрессии и обвинений. Если вы в чем-то не согласны, то спокойно, без отрицательных эмоций, выскажите свое мнение. При этом ни в коем случае не поучайте и не указывайте педагогу что и как нужно делать.

Общение с учителем

Рассматривайте учителя как своего делового партнера, помощника в деле воспитания вашего ребенка. В особенности это касается классного руководителя. Всегда внимательно и терпеливо выслушивайте школьного партнера, уважайте его мнение, задавайте уточняющие вопросы, следуйте его советам. Если вы сразу искренне назовете учителя своим партнером, изменение отношения к вашему ребенку в лучшую сторону вам гарантировано. Ведь это будет веским доводом того, что учебу и воспитание своего ребенка вы не сбрасываете целиком на школу, а занимаетесь этим и сами.

2. Никогда не осуждайте и не критикуйте слова и поступки учителя в присутствии ребенка

Ваш ребенок должен знать, что в вашей семье учителя уважают и считаются с его мнением. Для любого школьника педагог должен быть авторитетом и профессионалом. Процесс обучения для учителя проходит гораздо легче, когда родители при детях говорят только хорошее о педагоге. Когда же дома учителя «обливают грязью», то дети теряют веру в него, становятся дикими, наглыми и неуправляемыми в школе. Хотя больше это говорит об отсутствии вообще какого-либо воспитания в семье.

Не критикуйте учителя

Уважайте учителя сами и прививайте уважение своему ребенку. Уважать учителя надо хотя бы за то, что он пытается хоть какие-то знания донести до вашего ребенка, воспитать из него настоящего человека, несмотря на мизерную зарплату и неуважение со стороны государства. Любому человеку важно знать, что его работа не бессмысленна. Так и учитель. Если он видит уважение к себе и интерес к своему предмету со стороны ученика, то никогда не снизит ему оценку. В спорные моменты, когда решается какую оценку поставить, учитель подсознательно выберет большую для такого ученика.

3. Если возникла конфликтная ситуация, не торопитесь обвинять учителя

Чаще всего дети просто надумывают проблемы и наговаривают на учителей, чтобы не получать нагоняй дома за плохое поведение и плохие оценки. Чтобы убедится в серьезности обвинения вашего ребенка, придите в школу без приглашения учителя, просто узнать об успеваемости и поведении ребенка. Такой «летучий контроль» делайте как можно чаще. Это послужит хорошей профилактикой, если не успеваемости, то поведения вашего ребенка. Спокойно выслушайте жалобы ребенка и попытайтесь разобраться в ситуации. Предложите ребенку самому поговорить с учителем, особенно, если ваш ребенок учится в средних или старших классах. Многим педагогам нравятся самостоятельные дети, которые стараются решить свои проблемы без привлечения родителей.

Конфликт с учителем

Однако, если ваш ребенок по какой-то причине не может сам поговорить с учителем или вы уверены, что педагог несправедливо к нему придирается, то вам самому придется навестить учителя. Желательно прийти в школу так, чтобы об этом не знали ни сам ребенок, ни его одноклассники. Также, не торопитесь жаловаться на учителя администрации школы или вышестоящей организации. Чаще всего конфликт будет решен с помощью доброжелательной беседы с педагогом. Если диалог с учителем не удался, то обратитесь сначала к классному руководителю ребенка. В крайнем случае, можно прийти за советом к завучу или другому вышестоящему начальству школы. Если же и школьное руководство не способно или отказывается разрешить ваш конфликт, то, возможно, вашему ребенку стоит перейти в другую школу.

4. Обязательно посещайте родительское собрание

Наибольшая эффективность от родительского собрания для успеваемости и поведения ребенка, когда на нем присутствует отец. За частую именно его боится и уважает ребенок. Если это не так, то на собрание должен ходить тот родитель, чей статус в семье для ребенка выше. Отцовские собрание для учителя тоже имеют свои плюсы: однозначно накажут ребенка (если тот виноват), не задают лишних вопросов и быстро расходятся.

Родительское собрание

Если на родительском собрании вам что-то не ясно, не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы. Если возникла какая-то проблема с вашим ребенком, которую вы не хотите выносить на всеобщее обсуждение, то останьтесь после собрания и поговорите с учителем наедине. Родительское собрание для того и предназначено, чтобы вы смогли узнать об успеваемости и поведении своего ребенка максимум правдивой информации из первых рук. Однако из-за пассивности и безразличия родителей, чаще всего школьное собрание напоминает секту: все приходят на одно время, слушают одного выступающего, добровольно сдают деньги и задумчиво расходятся в темноте…

Принимайте активное участие в жизни класса вашего ребенка. Старайтесь быть в курсе всех важных событий, которые происходят в классе и школе. По возможности войдите в родительский комитет или хотя бы помогайте в организации внеклассных мероприятий. Для классного руководителя это не останется незаметным и добавит вам очков. Налаживание хороших взаимоотношений с классным руководителем один из самых важных моментов в школьной жизни вашего ребенка. Так как именно он является, по сути, связующим звеном между вами и остальными учителями-предметниками. Именно он может замолвить словечко за вашего ребенка, чтобы повысили ему оценку другие педагоги по своим предметам.

5. Дружите с учителями

Это не значит, что нужно дружить семьями и ходить друг к другу в гости. Просто попробуйте интересоваться учителем как человеком, находите с ним общие темы для разговора, создавайте непринужденную дружескую атмосферу. Ваше искреннее дружелюбие однозначно будет оценено и обязательно перейдет и на вашего ребенка. Однако не переусердствуйте, навязчивость с целью повышения внимания к вашему ребенку и особого отношения к нему может сослужить плохую службу. Бесспорно, для каждого родителя его ребенок – это уникальное и любимое чудо, но вот у учителя таких чудес около 30, поэтому если вы будете требовать слишком много внимания только к вашему ребенку, вряд ли это улучшит отношение к вам и вашему чаду.

Дружба с учителем

Не забывайте поздравлять учителя с праздником, особенно если ваш учитель женщина.

Поздравление учителю

Вежливость, комплимент, небольшой знак внимания, лишнее «спасибо» приятны любому человеку. В тоже время не забывайте, что у учителя тоже есть семья, поэтому все вопросы, касающиеся вашего ребёнка, решайте с педагогом после уроков в школе в отведённое для консультаций время. Не зачем названивать ему домой, особенно поздно вечером.

Месть учителя

Помните, что именно оценки вашего ребенка важное оружие в руках учителя. И то, как он им воспользуется, зависит и от вас. Банальная фраза «я не злопамятливая, но память у меня хорошая» как нельзя лучше подходит под образ учителя выставляющего четвертные (семестровые) и годовые оценки.